Персональный сайт
учителя математики
Таисии Ивановны Кавериной
Вторник, 11.02.2025, 08:27
 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Главная    Мой профиль    Выход

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Считаете ли Вы необходимым введение ГИА в 9 классе?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Зачет как особая форма организации обучения в сельской школе

Одной из важнейших проблем в условиях сельской школы является оценивание результатов учебной деятельности учащихся. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению, так как учитель за урок должен ставить ученику несколько отметок.  Это приводит к тому, что нивелируется значимость отметок, выставленных за различные виды работы, так как в условиях обилия их обесценивается значимость тех, которые выставлены за самостоятельные и контрольные работы, ослабляется влияние каждой текущей отметки на итоговую, заметно притупляется эмоциональная реакция на отметку у детей и родителей. Все это приводит к снижению значимости оценки учебного труда в жизни сельского школьника.   Поэтому в классах малой наполняемости следует оценивать не все виды работ учащихся, а наиболее значимые, не каждое формируемое действие, а целостные комплексы знаний, связанные с конкретными учебными темами, на заключительных этапах их изучения, а также этапы продвижения ученика, так как основные результаты учебного процесса нельзя свести только к функциональным знаниям, умениям и навыкам, они должны способствовать развитию личности, ее творческих способностей. Центр тяжести в оценке знаний учащихся сельской школы необходимо перенести на конечные результаты.  Решение этих задач становится возможным при использовании особой формы организации обучения - зачетных уроков.

Основная цель зачета состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Зачеты строятся на сочетании ин­дивидуализированных, звеньевых, индивидуализированно-групповых и фронтальных форм обучения. В ходе зачета учениками выполняются контрольные индивидуальные задания,  осуществляется взаимная проверка знаний в учебных звеньях, проводится фронтальная беседа со всем классом, позволяющая подвести итоги и зафиксировать уровень усвоения знаний классом в целом. На зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы. Таким образом, главной задачей зачета можно считать развитие творческих возможностей учащихся путем индивидуальной работы непосредственно на зачете. Другими задачами зачета являются:

·        формирование умения учиться;

·        выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках;

·        проверка усвоения теории, умений решать ключевые задачи;

·        предупреждение зазнайства у сильных учащихся и неверия в свои силы у детей, имеющих проблемы в изучении предмета.

 

Важность зачетов состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение учащимися нового материала, причем не в виде набора отдельных фактов, а как цельной системы. Зачеты дают возможность организовать сравнительно длительную самостоятельную работу над общими, сквозными идеями изучаемого курса. Также  на зачете осуществляется коррекция знаний, обобщение материала и некоторое его углубление для сильных учащихся.

Подготовка к зачету и само занятие способствуют раз­витию у учащихся логического мышления, памяти, способ­ности к анализу и синтезу, формированию навыков само­контроля и адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному усвоению учащимися материала.

Зачет как особая форма организации обучения имеет большое воспитательное значение, способствуя формированию куль­туры учебного труда, навыков самообразования, ответст­венного отношения к учению, развитию интереса к предмету, самостоятельности и аккуратности. Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи. Тем самым обеспечиваются спокойные, деловые отношения между ним и учителем, формируется уверенность в своих силах. Сильным ученикам зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками.

Таким образом, зачетная система может служить основой для организации индивидуальной работы. Учет пробелов ученика в обязательных результатах обучения, выяснение причин его ошибок и оказание своевременной помощи, настрой ученика на безусловное овладение обязательным минимумом содержания образования – вот важные особенности правильной подготовки к зачету. А главным результатом зачета можно считать развитие творческих возможностей учащихся путем индивидуальной работы как при подготовке к зачету, так и непосредственно на зачете.

          Использование зачетной системы в сельской школе позволяет:

  • перенести центр тяжести в оценке знаний учеников сельской школы на конечные результаты, что снижает психическое перенапряжения детей;
  • обеспечить полную проверку на обязательном уровне каждого ученика по всем темам курса, а, кроме того, дает школьникам возможность проявить себя и на более высоком уровне;
  • легко определить учебные элементы, которые слабо усвоены всеми или отдельными учащимися, и внести коррективы в процесс изучения плохо усвоенных элементов;
  • оказать своевременную помощь неуспевающим учащимся;
  • контролировать достижение каждым учеником уровня усвоения предмета, который он выбирает в зависимости от своих индивидуальных склонностей и способностей, интеллектуальных и психофизических особенностей (путем  использования дифференцированных заданий).

 

Литература

 1.     Каверин Ю.А. Преподавание физики в сельской малочисленной школе (из опыта работы). – Воронеж: ВОИПКРО, 2000. – 34 с.

2. Морозова Н.А. Ступени мастерства: Проблемы адаптации учителя к работе в классах с малой наполняемостью. – Воронеж: ВОИПКРО, 1996. – 312 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Taisa (03.10.2012)
Просмотров: 700 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz