Одной из важнейших проблем в
условиях сельской школы является оценивание результатов учебной деятельности
учащихся. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как
каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает,
чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем
интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают,
у него возникает ощущение, что он учил напрасно. С другой стороны, малое количество
учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению, так как учитель за
урок должен ставить ученику несколько отметок.
Это приводит к тому, что нивелируется значимость отметок, выставленных
за различные виды работы, так как в условиях обилия их обесценивается
значимость тех, которые выставлены за самостоятельные и контрольные работы,
ослабляется влияние каждой текущей отметки на итоговую, заметно притупляется
эмоциональная реакция на отметку у детей и родителей. Все это приводит к
снижению значимости оценки учебного труда в жизни сельского школьника. Поэтому в классах малой наполняемости
следует оценивать не все виды работ учащихся, а наиболее значимые, не каждое
формируемое действие, а целостные комплексы знаний, связанные с конкретными
учебными темами, на заключительных этапах их изучения, а также этапы
продвижения ученика, так как основные результаты учебного процесса нельзя
свести только к функциональным знаниям, умениям и навыкам, они должны
способствовать развитию личности, ее творческих способностей. Центр тяжести в
оценке знаний учащихся сельской школы необходимо перенести на конечные
результаты. Решение этих задач становится
возможным при использовании особой формы организации обучения - зачетных
уроков.
Основная цель
зачета состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на
определенном этапе обучения. Зачеты строятся на сочетании индивидуализированных,
звеньевых, индивидуализированно-групповых и фронтальных форм обучения. В ходе
зачета учениками выполняются контрольные индивидуальные задания, осуществляется взаимная проверка знаний в
учебных звеньях, проводится фронтальная беседа со всем классом, позволяющая
подвести итоги и зафиксировать уровень усвоения знаний классом в целом. На
зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы. Таким
образом, главной задачей зачета можно считать развитие творческих возможностей
учащихся путем индивидуальной работы непосредственно на зачете. Другими
задачами зачета являются:
·
формирование умения учиться;
·
выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках;
·
проверка усвоения теории, умений решать ключевые задачи;
·
предупреждение зазнайства у сильных учащихся и неверия в свои силы у детей,
имеющих проблемы в изучении предмета.
Важность зачетов
состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение учащимися
нового материала, причем не в виде набора отдельных фактов, а как цельной
системы. Зачеты дают возможность организовать сравнительно длительную
самостоятельную работу над общими, сквозными идеями изучаемого курса.
Также на зачете осуществляется коррекция
знаний, обобщение материала и некоторое его углубление для сильных учащихся.
Подготовка к
зачету и само занятие способствуют развитию у учащихся логического мышления,
памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков самоконтроля и
адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному
усвоению учащимися материала.
Зачет как особая
форма организации обучения имеет большое воспитательное значение, способствуя
формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного
отношения к учению, развитию интереса к предмету, самостоятельности и аккуратности.
Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение
решать конкретные задачи. Тем самым обеспечиваются спокойные, деловые отношения
между ним и учителем, формируется уверенность в своих силах. Сильным ученикам
зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения
элементарными навыками.
Таким образом, зачетная
система может служить основой для организации индивидуальной работы. Учет пробелов
ученика в обязательных результатах обучения, выяснение причин его ошибок и
оказание своевременной помощи, настрой ученика на безусловное овладение
обязательным минимумом содержания образования – вот важные особенности правильной
подготовки к зачету. А главным результатом зачета можно считать развитие творческих
возможностей учащихся путем индивидуальной работы как при подготовке к зачету,
так и непосредственно на зачете.
Использование зачетной системы в сельской школе позволяет:
- перенести центр тяжести в оценке знаний учеников сельской школы на
конечные результаты, что снижает психическое перенапряжения детей;
- обеспечить полную проверку на обязательном уровне каждого ученика
по всем темам курса, а, кроме того, дает школьникам возможность проявить
себя и на более высоком уровне;
- легко определить учебные элементы, которые слабо усвоены всеми или
отдельными учащимися, и внести коррективы в процесс изучения плохо усвоенных
элементов;
- оказать своевременную помощь неуспевающим учащимся;
- контролировать достижение каждым учеником уровня усвоения
предмета, который он выбирает в зависимости от своих индивидуальных
склонностей и способностей, интеллектуальных и психофизических
особенностей (путем использования
дифференцированных заданий).
Литература
1. Каверин Ю.А. Преподавание
физики в сельской малочисленной школе (из опыта работы). – Воронеж: ВОИПКРО,
2000. – 34 с. 2. Морозова Н.А. Ступени мастерства: Проблемы адаптации учителя к работе
в классах с малой наполняемостью. – Воронеж: ВОИПКРО, 1996. – 312 с.
|