Одной из
важнейших проблем в условиях сельской школы является оценивание результатов
учебной деятельности учащихся. С одной стороны, каждое действие ребенка должно
быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем
чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял,
сделал, решил, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов
ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно.
С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому
перенапряжению, так как учитель за урок должен ставить ученику несколько
отметок. Это приводит к тому, что нивелируется
значимость отметок, выставленных за различные виды работы, так как в условиях
обилия их обесценивается значимость тех, которые выставлены за самостоятельные
и контрольные работы, ослабляется влияние каждой текущей отметки на итоговую,
заметно притупляется эмоциональная реакция на отметку у детей и родителей. Все
это приводит к снижению значимости оценки учебного труда в жизни сельского
школьника. Поэтому в классах малой
наполняемости следует оценивать не все виды работ учащихся, а наиболее
значимые, не каждое формируемое действие, а целостные комплексы знаний,
связанные с конкретными учебными темами, на заключительных этапах их изучения,
а также этапы продвижения ученика, так как основные результаты учебного
процесса нельзя свести только к функциональным знаниям, умениям и навыкам, они
должны способствовать развитию личности, ее творческих способностей. Центр
тяжести в оценке знаний учащихся сельской школы необходимо перенести на
конечные результаты. Решение этих задач
становится возможным при использовании особой формы организации обучения – зачетных
уроков.
Основная
цель зачета состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым
учащимся на определенном этапе обучения. Зачеты строятся на сочетании индивидуализированных,
звеньевых, индивидуализированно-групповых и фронтальных форм обучения. В ходе
зачета учениками выполняются контрольные индивидуальные задания, осуществляется взаимная проверка знаний в
учебных звеньях, проводится фронтальная беседа со всем классом, позволяющая
подвести итоги и зафиксировать уровень усвоения знаний классом в целом. На
зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы, определяется
уровень усвоения теории и сформированности умений решать ключевые задачи.
Важность
зачетов состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение
учащимися нового материала, причем не в виде набора отдельных фактов, а как
цельной системы. Зачеты дают возможность организовать сравнительно длительную
самостоятельную работу над общими, сквозными идеями изучаемого курса.
Также на зачете осуществляется коррекция
знаний, обобщение материала и некоторое его углубление для сильных учащихся.
Подготовка
к зачету и само занятие способствуют развитию у учащихся логического мышления,
памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков самоконтроля и
адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному
усвоению учащимися материала.
Зачет
как особая форма оценивания результатов учебной деятельности в сельской школе имеет
большое воспитательное значение, способствуя формированию культуры учебного
труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению, развитию
интереса к предмету, самостоятельности и аккуратности. Перед слабым учеником
зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи.
Тем самым обеспечиваются спокойные, деловые отношения между ним и учителем,
формируется уверенность в своих силах. Сильным ученикам зачет тоже полезен, так
как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками.
Зачетная система может
служить основой для организации индивидуальной работы. Учет пробелов ученика в
обязательных результатах обучения, выяснение причин его ошибок и оказание
своевременной помощи, настрой ученика на безусловное овладение обязательным
минимумом содержания образования – вот важные особенности правильной подготовки
к зачету. А главным результатом зачета можно считать развитие творческих
возможностей учащихся путем индивидуальной работы как при подготовке к зачету,
так и непосредственно на зачете.
Таким образом, использование зачетной
системы в сельской школе позволяет:
- перенести центр тяжести в оценке
знаний учеников сельской школы на конечные результаты, что снижает психическое
перенапряжения детей;
- обеспечить полную проверку на
обязательном уровне каждого ученика по всем темам курса, а, кроме того, дает
школьникам возможность проявить себя и на более высоком уровне;
- легко определить учебные элементы,
которые слабо усвоены всеми или отдельными учащимися, и внести коррективы в
процесс изучения плохо усвоенных элементов;
- оказать своевременную помощь
неуспевающим учащимся;
- контролировать достижение каждым
учеником уровня усвоения предмета, который он выбирает в зависимости от своих
индивидуальных склонностей и способностей, интеллектуальных и психофизических
особенностей (путем использования дифференцированных
заданий).
|