Современная образовательная политика страны определяет
цели и основные задачи модернизации образования. Важнейшей среди них является
обеспечение современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства. Основная роль в решении данной задачи
отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает
ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих
способностей, формирование ключевых компетентностей, достижение чего возможно
лишь при наличии устойчивого познавательного интереса к учебной деятельности.
Поиски средств активизации познавательной деятельности
учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности
приводят к пересмотру дидактических возможностей используемых форм обучения, поиску новых методов в преподавании различных
школьных предметов.
Повышение познавательного интереса учащихся всегда является
актуальной задачей. Решению этой задачи существенно могут помочь
телекоммуникационные проекты (викторины, конкурсы, олимпиады). Появление
компьютерных сетей, Интернета и все возрастающее внимание самой школы к
использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий (в том
числе, компьютерных коммуникаций) стало причиной большой популярности
телекоммуникационных проектов.
В последние годы учащиеся нашей школы активно
участвуют в различных телекоммуникационных проектах: в международном конкурсе
по решению логических задач «GENIUS
LOGICUS», во всероссийском
Конкурсе-плюс по решению логических задач (Он-лайн-центр Интернет-соревнований
по математике «Сократ»), в дистанционной обучающей олимпиаде «Оригами и
геометрия» (ГОУ ДОД «Центр развития и гуманитарного образования, г. Омск), в
эколого-биологических и физических викторинах Ярославского центра
телекоммуникаций в образовании.
Учитель, координирующий работу учащихся, должен
настроить участников на оперативное и полное выполнение заданий и предусмотреть:
- организацию в кабинете информатики рабочих мест для
участников;
- возможность оперативного доступа к электронной почте;
- подбор команды для участия в коллективных проектах (работоспособность
команды зависит от возраста участников, их возможности общения, уровня знаний
разных участников, дисциплинированности и т.д.).
Участие в телекоммуникационных проектах:
-
удачно сочетает
творческую и познавательную деятельность учащихся;
-
активно способствует
их самостоятельной работе;
-
способствует
формированию новых знаний и навыков (углублённое изучение важных глав школьных
предметов, навыки работы с дополнительной литературой, развитие грамотной
письменной речи);
-
обеспечивает
освоение исследовательских методов (сбор
необходимой информации, фактов; умение анализировать их с разных точек
зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения);
-
создает сильную
мотивацию у школьников, учителей, администрации школы для освоения новых
информационно-коммуникативных технологий;
-
способствует
овладению современными компьютерными технологиями (поиск информации в Интернет,
работа с офисными приложениями, с электронной почтой).
Следует отметить, что оперативная наглядная информация
об успехах участников проектов включает определенные механизмы и у учеников, не
принимающих непосредственное участие в конкурсах, а это приводит к тому, что
число участников различных проектов увеличивается с каждым годом.
Развитие познавательного интереса к учебной
деятельности через телекоммуникационные проекты оказывает значительное влияние
на результативность учебно-воспитательного процесса.
Соавтор: Ю.А.Каверин
|