Персональный сайт
учителя математики
Таисии Ивановны Кавериной
Вторник, 11.02.2025, 08:06
 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Главная    Мой профиль    Выход

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Считаете ли Вы необходимым введение ГИА в 9 классе?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Поэтапное формирование умений и навыков по математике

   Вопросы повышения эффективности учебного процесса волнуют каждого учителя. Что делать, если дети не учат материал, не знают самого основного, ничего не понимают, не умеют решать задачи, работать с книгой, невнимательны на уроке? Ответы на эти вопросы дает методическая система М.Б.Воловича. В чем же заключается эта методика?

   При традиционных методах обучения вначале излагают новый материал, а затем уже выполняют задания. В данной методике новый материал усваивается  в процессе выполнения заданий. Можно начинать решать задачи еще до того, как усвоен соответствующий теоретический материал. Но материал этот должен быть определенным образом подготовлен. Данная методика разработана на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. В основу методической системы положен деятельностный подход к обучению. Этот подход базируется на утверждении, что усвоение материала возможно только в результате собственной деятельности ученика, проходящей через определенные этапы: ориентировку, материализацию и снятие материализации. Это значит, что вначале нужно, чтобы ученик понял, какие основные типовые задания и как именно он должен выполнять по данной порции материала. После этого каждый ученик выполняет несколько таких заданий под руководством учителя, а потом еще несколько самостоятельно. В этой методической системе удается добиться всеобщности и целенаправленности деятельности учащихся как при фронтальной, так и при индивидуальной работе. Всеобщность – значит, каждую минуту урока работают все ученики. Целенаправленность – значит, идет работа именно над теми типовыми заданиями, в процессе выполнения которых усваивается данный материал.

   Организация работы. Весь учебный материал разбивается на циклы. В зависимости от сложности материала бывают 4 – урочные, 5 – урочные и 6 – урочные циклы.

   Первый урок цикла – урок объяснения. Прежде чем приступить к изучению нового материала, надо убедиться, готовы ли учащиеся к этому. С этой целью проводится математический диктант: набор вопросов, которые, с одной стороны дают возможность проверить, усвоен ли обязательный минимум преподанных ранее знаний, а с другой стороны, требуют очень краткого ответа. Вопросы составляются так, чтобы ответы на них свидетельствовали о готовности учащихся к восприятию нового. Существенно, что в ответах на вопросы математического диктанта принимают все учащиеся. Математические диктанты проводятся не от случая к случаю, не для того, чтобы разнообразить формы и методы, а для того, чтобы проверить готовность учащихся к восприятию нового материала. Поэтому диктанты проводятся в начале каждого цикла. Диктант записываю на магнитофонную ленту. Применение магнитофона дает выигрыш: это дисциплинирует класс (бездушную машину не попросишь подождать), исчезают затруднения, связанные с тем, что ребенок что-то не услышал, что-то не успел. В это время учитель может посмотреть, как учащиеся справляются с заданиями. Таким образом, к концу диктанта можно узнать, какие задания вызвали трудности, какой материал нужно повторить.

   Диктант пишется под копирку. После окончания диктанта подлинник сдается учителю, а копия остается у ученика. Проверка осуществляется с помощью графопроектора (или с помощью сигнальных карточек). Учащиеся сами оценивают свою работу. После проверки сразу начинается изложение нового материала. При знакомстве с новым материалом ученики получают краткую схематическую запись основного содержания, которая позволяет сразу приступить к работе и усвоить новый материал в ходе работы с ним. Подконтрольность каждого шага при выполнении первых заданий обеспечивает реальную опору на теорию, исключает формализм в знаниях учеников.

   Очень важно организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик проговаривал в ходе подробных записей соответствующий фрагмент правила. И здесь на помощь приходит специальное средство обучения – тетрадь с печатной основой (ТПО). Пропуски заполняются карандашом, в ходе проверки есть возможность изменить записи. После проверки заданий дети приступают к самостоятельному заполнению пропусков в аналогичных заданиях ТПО. Каждый ученик работает в своем темпе. Для тех, кто быстро справился с заполнением пропусков, даются дополнительные задания.

   Второй урок цикла – урок решения задач. Начинается урок решения задач с того, что дети рассаживаются таким образом, чтобы соседями по парте оказались ученики, приблизительно одинаково успевающие. В начале урока дети получают одинаковые для всех задания. Учитель до начала работы помогает разобрать трудные задачи. Пока дети решают задачи, учитель проверяет, как заполнены ТПО. За 10 – 15 минут до конца урока приступают к проверке работ. К концу урока работа каждого ученика оценивается.

   Третий урок цикла – урок общения. На этом уроке каждый ученик должен отчитаться по всем основным теоретическим вопросам: рассказать правило и показать, как пользоваться этим правилом, выполняя подробные и краткие записи, записать формулы и т. п.

   Все ученики заранее знают, на какие вопросы им надо ответить, какие задания они должны уметь выполнить, объясняя каждый шаг ссылками на теоретический материал. Дети, успешно ответившие учителю, становятся консультантами. А стремление стать консультантом – важный стимул быстрой и хорошей подготовки к ответу.

   Четвертый урок цикла – самостоятельная работа. Самостоятельная работа – это сильнейшее средство эффективности обучения, при правильной методике оно исключает возможность «отсутствовать» в классе, присутствуя на уроке, т.е. сидеть без мысли в голове, без дела в руках.  Самостоятельность является качеством учащегося, она проявляется в мышлении, речи, практике. Самостоятельная работа, в процессе которой формируются эти качества, может и должна иметь место при изучении нового материала, выполнении домашнего задания, проверке знаний, повторении.

  Первая половина урока посвящена решению задач из учебника, вторая – работе с индивидуальными карточками, состоящими из 6 заданий (первые четыре – из базового компонента, пятое – посложнее, шестое – повышенной трудности).

   Эта технология позволяет не заставлять детей учиться: учение становиться посильным для каждого ребенка, но отнюдь не легким, и поэтому интересным. В результате практически все дети хотят учиться. Когда мы учим, мы должны еще и воспитывать своих учеников. Благодаря правильной организации работы на уроке царит атмосфера сотрудничества учеников и учителя, ребят между собой.

    Главное содержание учебного материала только тогда становится прочным и действенным, если формируется в процессе самостоятельного поиска решения возникших вопросов, эмоциональных переживаний на основе достаточно обширного, конкретного материала, достаточных практических работ и упражнений. Достижению этих целей и способствует применение описанной методической  системы.

Категория: Мои статьи | Добавил: Taisa (03.10.2012)
Просмотров: 1305 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergven  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/stroitelstvo-bystrovozvodimykh-zdaniy-iz-metallokonstruktsiy/>возведение консоли из металлоконструкций отделимое</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz