Сдача ЕГЭ по математике прочно вошла в жизнь российской
школы. Учащиеся и учителя
заинтересованы в получении как можно лучших результатов, т.к. для одних выпускные
экзамены в школе стали вступительными в вузы, а для других результаты ЕГЭ
являются оценкой их работы. Все это диктует необходимость поиска эффективных
форм и методов подготовки к экзамену.
Бессистемное решение задач, аналогичных заданиям
прошлых лет, бездумное заучивание образцов решения – тупиковый путь, т.к. в
этом случае у ученика не формируется
устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов.
Системная работа ориентирована на
обучение учащихся общим универсальным приемам и подходам к решению
математических задач. Она направлена
на решение следующих задач:
-
обобщить
и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
-
выявить и ликвидировать
пробелы в знаниях учащихся;
-
организовать на
основе результатов диагностических процедур самостоятельную работу каждого
ученика с материалом, подлежащим усвоению;
-
сформировать у
учащихся умения использовать знания в измененной ситуации, при решении
практических задач;
-
развить
общеучебные навыки (анализ заданий, культуру вычислений, планирование свой
деятельности, приемы самопроверки).
Для решения поставленных задач используются
разнообразные формы работы.
1. Работа с
тематическими тестами. Данная работа
начинается с 5 класса с целью освоения технологии работы с
контрольно-измерительными материалами, формирования у учащихся умений планирования
своей работы (распределение времени на выполнение теста, определение порядка
выполнения заданий с учетом их трудности, организация самоконтроля – прикидка
границ результата, выбор разумного ответа, способов проверки результатов и т.д.).
Как правило, тематическое тестирование проводится в конце изучения темы по
тестам, соответствующим содержательным линиям курса математики. При разработке
тестов ориентируюсь на существующий кодификатор материала, проверяемого на ЕГЭ.
В качестве домашнего задания учащиеся также периодически получают тематические
тесты, проверка выполнения которых и разбор допущенных ошибок проходят на
индивидуальных занятиях. Результаты этих диагностических процедур позволяют
определить для каждого учащегося тематические элементы, требующие
дополнительного изучения, и являются основой для организации индивидуальных
занятий и консультаций.
2. Использование
системы устных упражнений. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, навыков
решения простейших задач «в уме» является важным направлением формирования
культуры вычислений, владение которой позволит учащимся рациональнее использовать
время при выполнении тестовых заданий. Проведение
устных вычислений развивает у учащихся умение ценить и экономить время, навыки
самостоятельности, способствует поиску рациональных путей решения задач. Используемые
устные упражнения не требуют сложных «технических» преобразований и вычислений,
а ориентированы на смысловую сторону их выполнения, т.е. на определение метода
их решения, а также позволяют моделировать различные нестандартные ситуации
применения знаний.
3. Проведение
дифференцированных самостоятельных работ. В процесс изучения и закрепления материала включаются различные типы заданий,
входящих в экзаменационную работу. Проверка усвоения проходит при выполнении
самостоятельных работ, которые носят дифференцированный характер и позволяют
также корректировать индивидуальную траекторию работы над материалом каждым
учащимся.
4. Организация
индивидуальных занятий и консультаций.
Ликвидация пробелов, выявленных в знаниях учащихся, проводится на
индивидуальных занятиях и консультациях. В старшем звене на индивидуальных
занятиях в 10 классе (1 час за счет часов школьной компетенции) мы повторяем
материал за курс основной школы, отрабатываем темы 10 класса, требующие более
глубокого изучения, и, используя элементы опережающего обучения, знакомимся частично
с материалом 11 класса. В 11 классе на индивидуальных занятиях проводятся
обобщение и систематизация изученного материала, повторяются основные методы
решения задач, разбираются задачи, требующие применения знаний в нестандартных
ситуациях.
5. Организация
элективных курсов. С целью
организации более глубокого изучения ключевых и
сложных тем школьной математики, на которые в программе отводится
недостаточно времени, расширения спектра изученных
задач проводятся элективные курсы (например, «Алгебра модуля», «Задачи
на параметры» и т.д.).
Использование указанных форм работы
позволяет диагностировать проблемные зоны в знаниях учащихся и ликвидировать
их, способствует овладению учащимися общими навыками решения задач различных
типов, систематизации и обобщению полученных знаний, что, в свою очередь,
позволяет учащимся не только продуктивно подготовиться к экзамену, но и
применять математические знания в дальнейшей жизни.
|