Многим учащимся не
хватает времени для глубокого и прочного усвоения знаний. Учитель не имеет
возможности изучать одну тему до тех пор, пока ее усвоят все учащиеся.
Всестороннее изучение темы без отставания от сроков, утвержденных рабочей
программой, обеспечивает использование элементов опережающего обучения в
учебном процессе. Основой этого является методика С. Н. Лысенковой. В
рамках знаниево-ориентированной дидактики идея опережающего обучения понимается
как опережение по времени программной последовательности и сроков изучения
определенных тем. Отдельных аспектов идеи опережающего
обучения касались в своих исследованиях и трудах известные педагоги и методисты
М. И. Зайкин, В. К. Дьяченко, А. А. Окунев и др.
Опираясь
на достигнутый уровень развития ученика, обучение, по мнению
Л. С. Выготского, должно опережать его, вести за собой, стимулировать,
поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить
новые элементы и формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. В процессе обучения мною используется прием опережающей
многолинейности, смысл которого заключается в том, что после введения понятия,
требующего длительного времени для отработки, учащиеся знакомятся с
математическими фактами, которые не являются на данном этапе обязательным результатом
обучения, а служат развитию учащихся, формированию у них интереса к предмету, расширению
их кругозора, подготовке к дальнейшему углубленному изучению математических
понятий.
Например,
при изучении темы «Сравнение
обыкновенных дробей» ввожу понятия «сокращение дроби» и «приведение дроби к
новому знаменателю». При изучении этой темы пятиклассники должны объяснять равенство
дробей с помощью рисунка, а при введении данных понятий отпадает необходимость
строить рисунок, и у учащихся формируются навыки устного сравнения дробей. При
применении распределительного свойства умножения относительно сложения и
вычитания при изучении темы «Упрощение выражений» наряду с обязательным для
усвоения материалом вводятся понятия «вынесение общего множителя за скобки» и «приведение
подобных слагаемых», что позволяет учащимся усвоить общий алгоритм
преобразования буквенных выражений.
При таком
изучении учебного материала учащиеся видят не фрагмент изучаемого, а целостную
его картину. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми
необходимыми логическими переходами, происходит многократное вариативное
повторение изучаемого материала. Ознакомление с элементами нового материала
происходит ненавязчиво и постепенно, без обязательного заучивания; учителем не
оценивается степень усвоения учащимися сведений опережающего характера. Благодаря
длительной подготовке к трудным темам большинство учащихся оказывается
способным к их усвоению.
Применение элементов
опережающего обучения обеспечивает:
·
сохранение
интереса к предмету и более глубокое изучение математики;
·
преемственность
изучения материала;
·
исключение
формальности усвоения материала;
·
повышение
степени вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;
·
развитие
у учащихся умений объективно оценивать свои возможности и, как следствие,
повышение у многих учащихся уверенности в себе.
Использование
элементов опережающего обучения является одним из перспективных направлений
совершенствования организации математического образования, а также приобретает социальную значимость.
|