Персональный сайт
учителя математики
Таисии Ивановны Кавериной
Четверг, 06.02.2025, 05:46
 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Главная    Мой профиль    Выход

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Считаете ли Вы необходимым введение ГИА в 9 классе?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Одним  из  путей  воспитания у учащихся интереса к учению, развития  познавательной  активности  школьников, формирования мотивов  учения является организация игровой деятельности уча­щихся. Игра создает «зоны ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта ученика. Игра,  учение,  труд являются основными видами человеческой деятельности.  Игра,  всегда являясь немного учением и немного трудом, готовит ребенка к учению и к труду. По  мнению  французского  ученого Луи де Бройля, игра имеет много  общего  с  работой  ученого: поставленная задача, труд­ность  которой  можно преодолеть, затем радость открытия, ощу­щение  преодоленного  препятствия. Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что без игры невозможно увлечь детей в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. С.А.Шмаков, считая игру одним из интереснейших явлений культуры, называл ее восьмым чудом света. Игра «заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные» [3, 4]. Игровые  ситуации  делают  урок  разнообразным, интересным, придают  ему эмоциональную окраску, именно поэтому велика роль дидактических игр в  процессе обучения.

Дидактическая игра, одновременно преследуя три цели - воспитательную, игровую и учебную, должна быть направлена на решение основной учебной задачи урока и соответствовать следующим требованиям (И.Я.Ланина):

- основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;

- вызывать у учащихся только положительные эмоции;

- содержать элемент соревнования между отдельными участниками или командами;

- учитывать возрастные особенности учащихся.

В учебном процессе дидактическая игра позволяет организовать на уроке индивидуальную и коллективную познавательную деятельность учащихся. Коллективная форма органи­зации  урока способствует тому, что учащиеся обмениваются мысля­ми,  мнениями,  ошибаются, выдвигают и обосновывают свои сооб­ражения,  способы  решения  задач,  вместе  ищут  и исправляют ошибки.  В  процессе общения учащиеся лучше и быстрее разбира­ются  в  учебном  материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет  практически  всем  двигаться  вперед  своим темпом, подтягивает слабых и не сдерживает сильных учеников.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей и на детей, испытывающих затруднения в обучении, т.к. помогает им в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей.

Дидактические игры позволяют:

- создавать и поддерживать интерес к изучаемому материалу,  стимулировать учебную деятельность;

- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

- развивать познавательные процессы (воображение, мышление, восприятие, наблюдательность, память, сообразительность и т.д.), волевое поведение;

- дать нервным, слабым и неуверенным в себе детям ощущение свободы и раскованность, создать для них ситуацию успеха;

- создать благоприятную морально-психологическую атмосферу на уроке;

- укрепить дружеские отношения в классе.

В практике нашей работы на уроках естественно-математического цикла используются следующие типы игр:

- имитационно-процессуальные или творческие, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации при повторении и обобщении материала (например, «Суд над трением (инерцией, сопротивлением, резонансом, …)», деловые игры);

- игры-соревнования, эстафеты, нацеленные на проверку знания формул, правил, применения полученных знаний при решении задач (например, межпредметные игры-путешествия, «Восхождение на пик Функция (Оптика, Ньютона, …», «Морской бой», «Зажги огонек» и др.);

- игры с раздаточным материалом (физические и математические лото, домино, «Третий лишний», кроссворды, ребусы, чайнворды);

- игры, направленные на выполнение занимательного задания (например, опустить яйцо в бутылку).

Таким образом, использование дидактических игр в учебном процессе способствует созданию положительного эмоционального фона занятий, существенной активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и повышению эффективности обучения.

 

Литература

 

1.                 Архипова А.И. Обучающие игры по физике и математике. – Краснодар: Ассоциация учителей физики Кубани, 1990.

2.                 Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.

3.                 Шмаков С.А. Игра и дети. – М., 1968.

Категория: Мои статьи | Добавил: Taisa (03.10.2012)
Просмотров: 1266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz