Одним из
путей воспитания у учащихся
интереса к учению, развития
познавательной активности школьников, формирования мотивов учения является организация игровой
деятельности учащихся. Игра создает «зоны ближайшего развития» всех сторон
личности и интеллекта ученика. Игра,
учение, труд являются основными
видами человеческой деятельности.
Игра, всегда являясь немного
учением и немного трудом, готовит ребенка к учению и к труду. По мнению
французского ученого Луи де
Бройля, игра имеет много общего с
работой ученого: поставленная
задача, трудность которой можно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного
препятствия. Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что без игры невозможно
увлечь детей в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками
и творцами урока. С.А.Шмаков, считая игру одним из интереснейших явлений
культуры, называл ее восьмым чудом света. Игра «заслуживает большого
человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те
колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в
ней заложенные» [3, 4]. Игровые
ситуации делают урок
разнообразным, интересным, придают
ему эмоциональную окраску, именно поэтому велика роль дидактических игр
в процессе обучения.
Дидактическая игра,
одновременно преследуя три цели - воспитательную, игровую и учебную, должна
быть направлена на решение основной учебной задачи урока и соответствовать
следующим требованиям (И.Я.Ланина):
- основываться на
свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
- вызывать у учащихся только
положительные эмоции;
- содержать элемент
соревнования между отдельными участниками или командами;
- учитывать возрастные
особенности учащихся.
В учебном процессе дидактическая
игра позволяет организовать на уроке индивидуальную и коллективную познавательную
деятельность учащихся. Коллективная форма организации урока способствует тому, что учащиеся
обмениваются мыслями, мнениями, ошибаются, выдвигают и обосновывают свои соображения, способы
решения задач, вместе
ищут и исправляют ошибки. В
процессе общения учащиеся лучше и быстрее разбираются в
учебном материале, вместе
устраняют затруднения. Это позволяет
практически всем двигаться
вперед своим темпом, подтягивает
слабых и не сдерживает сильных учеников.
Огромное положительное
влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей
и на детей, испытывающих затруднения в обучении, т.к. помогает им в понимании и
осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между
понятиями, выражении собственных мыслей.
Дидактические игры позволяют:
- создавать и
поддерживать интерес к изучаемому материалу, стимулировать учебную деятельность;
- активизировать учебную
работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
- развивать
познавательные процессы (воображение, мышление, восприятие, наблюдательность,
память, сообразительность и т.д.), волевое поведение;
- дать нервным, слабым и
неуверенным в себе детям ощущение свободы и раскованность, создать для них
ситуацию успеха;
- создать благоприятную морально-психологическую
атмосферу на уроке;
- укрепить дружеские
отношения в классе.
В практике нашей работы на
уроках естественно-математического цикла используются следующие типы игр:
- имитационно-процессуальные
или творческие, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации при повторении
и обобщении материала (например, «Суд над трением (инерцией, сопротивлением,
резонансом, …)», деловые игры);
- игры-соревнования,
эстафеты, нацеленные на проверку знания формул, правил, применения полученных
знаний при решении задач (например, межпредметные игры-путешествия,
«Восхождение на пик Функция (Оптика, Ньютона, …», «Морской бой», «Зажги огонек»
и др.);
- игры с раздаточным
материалом (физические и математические лото, домино, «Третий лишний»,
кроссворды, ребусы, чайнворды);
- игры, направленные на
выполнение занимательного задания (например, опустить яйцо в бутылку).
Таким образом,
использование дидактических игр в учебном процессе способствует созданию
положительного эмоционального фона занятий, существенной активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся и повышению эффективности обучения.
Литература
1.
Архипова
А.И. Обучающие игры по физике и математике. – Краснодар: Ассоциация учителей
физики Кубани, 1990.
2.
Ланина
И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.
3.
Шмаков
С.А. Игра и дети. – М., 1968.
|